Федотовских А.В., к.э.н., Ph.D., профессор РАЕ.
Институт стратегического развития Севера СПП.
Научный руководитель, заместитель директора.
Красноярск-Норильск, Россия.
E-mail:
fedotovskihav@obninsk.net
ЭЛЕМЕНТЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ И SCIENTIFIC RELATIONS В СЕРИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР S.T.A.L.K.E.R.
Публикация представляет собой краткий и предварительный анализ научно-познавательной составляющей в трилогии игр серии S.T.A.L.K.E.R, основанный на истории мира игры, исследования «Зоны» реальной и виртуальной как геймерами, так и автором. Материал написан в научно-популярной форме и предназначен для широкого круга лиц и основан на теоретических и практических разработках, в основном, отечественных ученых.
ВСТУПЛЕНИЕ
Выход первой части игры (трилогии по состоянию на март 2010 года) «Тени Чернобыля» в 2006 году стал не просто ожидаемым, но и перевернувшим представление виртуалити об игровом пространстве и масштабе реального бедствия, произошедшего на ЧАЭС 20 лет назад. Условно можно разделить гейм-составляющие на три основных сценарных и сюжетных направления:
1. Военное или боевое (боевые действия; тактика ведения боя; контроль обстановки).
2. Психологическое (общение персонажей; роль и положение группировок; поведение и характеры «живых» объектов; действия AI).
3. Военно-техническое (визуальное знакомство с разнообразной техникой; оружие, его характеристики и модификации, включая сопоставление с реальными аналогами; применение средств поражения).
Однако стоит обратить внимание на другую сторону игры — научно-познавательную или научно-исследовательскую. Познание — одна из наиболее востребованных потребностей человека наряду с физиологическими. Именно познание — основа всех игр, содержащих задания (квесты). Попытаемся сравнить мир игровой с реальностью. S.T.A.L.K.E.R. дает возможность осмысленной систематизации и анализа, что практически невозможно в большинстве игр, даже таких «околонаучных» как Half-Life или Xenosaga, использующих темы квантовой физики. Анализ, гипотеза, фактология и систематизация - вот основные важные отличия научного исследования от обывательского интереса. Элементы такой систематизации присутствуют в игре и это хоть малая, но уже часть того, что называется популяризацией науки.
Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей. Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами. Задачей популяризатора науки является превращение скучных научных данных в интересную и понятную большинству информацию. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение, а ведь именно молодежь является наиболее массовой аудиторией компьютерных игр.
Наиболее известными в мире популяризаторами науки были и есть Сергей Капица, Яков Перельман, Айзек Азимов, Стивен Хоукинг, Карал Саган, Иван Ефремов и многие другие ученые, фантасты, футурологи и общественные деятели.
В свою очередь, Scientific Relations (связи с общественностью в науке) - это специализированная коммуникативная деятельность, в рамках которой реализуются совместные проекты государственных и бизнес-структур с научными институтами и образовательными учреждениями. Особенно тесные корни с научной средой имеют высокотехнологичные компании. К примеру, лидеры отечественной IT-индустрии возникли на базе научных институтов и центров. Эффективные коммуникации позволяют привлечь к сотрудничеству лучших молодых исследователей, организовать мониторинг перспективных для компании научных идей, продемонстрировать инновационность и технологичность бизнеса. Ресурсы игры и охват лиц, проявляющих к ней как прямой (геймеры) так и косвенный интерес вполне позволяют выполнить часть таких задач.
Страницы: >
1 < [
2] [
3] [
4] [
5] [
6] [
7] [
8]
21.
Разместил BioW0LF 11-06-2010 14:09
Статья ОЧЕНЬ понравилась. Низкий поклон автору
Так-с... теперь ждем статью про группировок
22.
Разместил Серый кровосос 11-06-2010 14:46
Мда... никогда не видел чтобы ученые занимались оценкой игр... А так он все нормально написал
23.
Разместил Archy Shed 11-06-2010 18:17
Вот я понять не могу, ученые так хорошо оценили игру, ну в принципе да, игра того стоит, полная доставерность подтверженная фактами ну и с небольшими додумками разработчиков; а вот я видел в школе учебник физики, в котором не только место и время Чернобольской катастрофы не верно написали, но и причину толком объяснить не смогли
24.
Разместил EndruS 11-06-2010 21:58
и так,как было сказано в первом комментарии всё давно известно,если ваш уровень знаний чуть выше 8 класса то ничего нового для себя вы не найдёте
25.
Разместил Рожков 11-06-2010 22:32
Правильно написал ученый. Если все были учеными, игра была бы высшийй класс. (и давно бы уже летали на дачу в Марсе, и знакомились с радствиниками в 1876 году).
26.
Разместил зотк 11-06-2010 22:40
а я не знал что у сахорова глаза разные
27.
Разместил зотк 11-06-2010 22:43
интересно а есть х1
28.
Разместил Fanatt 12-06-2010 02:38
Цитата
являются основой современной атомной энергетики, являющейся основой игры.
Извиняюсь, но основой игры (в принципе любой) являются сюжет, дизайн и мелочи,создающие атмосферу, такие как игра актеров. Программирование же, на мой взгляд, второстепенный пункт. Об атомной энергетике в игре говорят лишь во вступлении. И то только о самой аварии.
А материал автора о группировках и вообще соцчасти, я бы почитал)
29.
Разместил Т_О_П_О_Л_Ь_ 12-06-2010 15:43
Я думаю,что скоро выйдет новый сталкер. Ну или хотя бы сделают новый мод, в котором по крайней мере будет хоть что-то из этой статьи. А так статейка что надо. Я надеюсь разработчики S.T.A.L.K.E.R. возьмут это на заметку.
30.
Разместил Avis 12-06-2010 19:22
Масштаб проделанной работы, подборка материала, качество изложения заслуживают уважения. НО сам говорит про популяризацию и сам же пишет сугубо специализированным языком.
31.
Разместил Adept Monolit 12-06-2010 21:44
Автор-молодец! Очень хорошая и содержательная статья!
32.
Разместил 3322 12-06-2010 21:55
Ой, я не могу! крысобелка ты что, так наигрался в Сталкер что виртуальность принимаешь за реальность? Ну ты и @#&Й мордатый! Читай лучше статью! Группировок в Зоне никогда не было! Ты уже конкретно на Сталкере помешанный!
33.
Разместил 3322 12-06-2010 21:58
Автор COOL!!! Статья супер!
34.
Разместил Абрам 12-06-2010 22:10
хорошая статья
35.
Разместил Gears 12-06-2010 22:26
Интересно нечего сказать! А Сахаров похож!
36.
Разместил Речник 13-06-2010 00:26
Статейка интересная, но всетаки изюминка сталкера это атмосфера. если делать игру с более научным подходом то играть скучно будет, физики в школе хватило. А из архитектуры автор статьи скорее всего имеет в виду Лиманск, ведь сданий такой планировки в России почти не осталось, об этом упоминают сами GSC в ролике о создании ЧН
37.
Разместил Ksenobyte 13-06-2010 14:02
Статья зачотная! Автору - уважение.
Единственный комментарий: беспилотник в "Зове Припяти" - американский MQ-9 Reaper
38.
Разместил SONY 13-06-2010 15:24
Цитата
Практически в 100% внешнем сходстве представлены вертолеты Ми-6 и Ми-28, причем последние как упавшие (сбитые), так и находящиеся в строю на службе в ВВС Украины.
В игре представлены Ми-24, а не Ми-28.
Цитата
Простейший реальный прототип всех детекторов - счетчик Гейгера (активный элемент «Отклика») и более современные — радиометры (включая рентгенметры) и дозиметры.
Счётчик Гейгера - это просто отдельная газоразрядная трубка, ни на что самостоятельно не способная. В игре её отдельно нет.
Дозиметр - это один из типов радиометров. А рентгенометр - один из типов дозиметров. Зачастую содержит в себе счётчик Гейгера в качестве детектора.
Всё читать сейчас времени нет, но уже ясно, что в тексте хватает фактических ошибок.
39.
Разместил Achernov76 14-06-2010 02:45
Конечно всё интересно и гладко изложено. Но должен высказать мнение,что эта статья ни коем образом не анализирует,с научной точки зрения эту игру.Одни лишь сравнения.
40.
Разместил SNORKvsDOLG 14-06-2010 22:01
нда ошибок действительно много..... .
"...роман Айзека Азимова "Космическая Одисея 2001"....." - это бред . (автор Артур Кларк)