Федотовских А.В., к.э.н., Ph.D., профессор РАЕ.
Институт стратегического развития Севера СПП.
Научный руководитель, заместитель директора.
Красноярск-Норильск, Россия.
E-mail:
fedotovskihav@obninsk.net
ЭЛЕМЕНТЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ И SCIENTIFIC RELATIONS В СЕРИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР S.T.A.L.K.E.R.
Публикация представляет собой краткий и предварительный анализ научно-познавательной составляющей в трилогии игр серии S.T.A.L.K.E.R, основанный на истории мира игры, исследования «Зоны» реальной и виртуальной как геймерами, так и автором. Материал написан в научно-популярной форме и предназначен для широкого круга лиц и основан на теоретических и практических разработках, в основном, отечественных ученых.
ВСТУПЛЕНИЕ
Выход первой части игры (трилогии по состоянию на март 2010 года) «Тени Чернобыля» в 2006 году стал не просто ожидаемым, но и перевернувшим представление виртуалити об игровом пространстве и масштабе реального бедствия, произошедшего на ЧАЭС 20 лет назад. Условно можно разделить гейм-составляющие на три основных сценарных и сюжетных направления:
1. Военное или боевое (боевые действия; тактика ведения боя; контроль обстановки).
2. Психологическое (общение персонажей; роль и положение группировок; поведение и характеры «живых» объектов; действия AI).
3. Военно-техническое (визуальное знакомство с разнообразной техникой; оружие, его характеристики и модификации, включая сопоставление с реальными аналогами; применение средств поражения).
Однако стоит обратить внимание на другую сторону игры — научно-познавательную или научно-исследовательскую. Познание — одна из наиболее востребованных потребностей человека наряду с физиологическими. Именно познание — основа всех игр, содержащих задания (квесты). Попытаемся сравнить мир игровой с реальностью. S.T.A.L.K.E.R. дает возможность осмысленной систематизации и анализа, что практически невозможно в большинстве игр, даже таких «околонаучных» как Half-Life или Xenosaga, использующих темы квантовой физики. Анализ, гипотеза, фактология и систематизация - вот основные важные отличия научного исследования от обывательского интереса. Элементы такой систематизации присутствуют в игре и это хоть малая, но уже часть того, что называется популяризацией науки.
Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей. Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами. Задачей популяризатора науки является превращение скучных научных данных в интересную и понятную большинству информацию. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение, а ведь именно молодежь является наиболее массовой аудиторией компьютерных игр.
Наиболее известными в мире популяризаторами науки были и есть Сергей Капица, Яков Перельман, Айзек Азимов, Стивен Хоукинг, Карал Саган, Иван Ефремов и многие другие ученые, фантасты, футурологи и общественные деятели.
В свою очередь, Scientific Relations (связи с общественностью в науке) - это специализированная коммуникативная деятельность, в рамках которой реализуются совместные проекты государственных и бизнес-структур с научными институтами и образовательными учреждениями. Особенно тесные корни с научной средой имеют высокотехнологичные компании. К примеру, лидеры отечественной IT-индустрии возникли на базе научных институтов и центров. Эффективные коммуникации позволяют привлечь к сотрудничеству лучших молодых исследователей, организовать мониторинг перспективных для компании научных идей, продемонстрировать инновационность и технологичность бизнеса. Ресурсы игры и охват лиц, проявляющих к ней как прямой (геймеры) так и косвенный интерес вполне позволяют выполнить часть таких задач.
Страницы: >
1 < [
2] [
3] [
4] [
5] [
6] [
7] [
8]
41.
Разместил UMNOV 15-06-2010 04:15
круто!!!
42.
Разместил Филин 15-06-2010 14:07
Статья нужная изложена очень хорошо. автор на мой взгляд делает правильные выводы - меньше экшена, больше исследований. Надеюсь, что разработчики эту статью учтут при создании следующей части игры.
44.
Разместил GULIK 15-06-2010 21:33
Шляпа
45.
Разместил R.A.Z.O.R. 15-06-2010 23:56
Занятная статья и интрегующая, очень мног узнал нового
46.
Разместил safai 16-06-2010 22:38
Надо бы это вдолбить в головы разработчикам игры...
А по-моему, название лабораторий, к примеру "Х-16", означает "Хрен америкосам - 16".
А так статья интересная прочитал, остался доволен, хотя и встречаются грамматические и пунктационные ошибки. Автору зачёт!!!
47.
Разместил safai 16-06-2010 22:40
А ещё ругают, что S.T.A.L.K.E.R. ничему не учит
48.
Разместил Minister 17-06-2010 14:52
Как всегда найдутся люди, которые насрут в душу. Человек сидел, старался, готовил эту статью, а вы пишете о граматике и фактических ошибках. Как-будто один Кларк написал Одиссею... И если ты ничего нового не узнал, обязательно надо этим похвастаться и написать, что материал для 8-икласников. Да если ты так рассуждаеш, ты - тормаз! Лично я работаю звукорежиссером и мне как-то неприходилось сталкиваться с некоторыми фактами приведеными в этой статье. Автору-респект за проделаный труд!
49.
Разместил PashaNN 17-06-2010 21:06
А как-же критика, господин Министер?
50.
Разместил AndrewstiX 17-06-2010 22:37
Хм.. как по мне так материал какой-то сухой и сложный для восприятия - изложен явно не в публицистическом стиле. Такое ощущение, что читаешь чью-то курсовую работу на данную тематику, причем сделанную как всегда наспех за ночь.
51.
Разместил D.E.M.E.T.R.A. 18-06-2010 09:56
впечатляет)
спасибо автору,многое заинтересовало...
52.
Разместил даун 18-06-2010 17:56
Ну это не научно обоснованая оценка игры(и от рекомендаций вы бы лутше воздержались,товарищ Ходотовских,разрабы и так во многих ньюансах провдоподобно реализовали ИГРУ((обратите внимание что это игра,и мало кто из производителей их(игр)вообще обращает внимание на реал,так что Григоровичу и ко. только плюс.))Очень интересная и полезная статья,жалко что все факты(буду точен- почти все)дорогой профэссор и к.э.н.вы надыбали(другого слова не нахожу,так как я-почти ваш коллега)в интернете,и ничего секретного и неизвестного любознательным сталкерам в них НЕТ.Но после вашей статьи я(ярый критик разрабов и огромный фанат Сталкера,понял что я (оказывается)еще мало прошу у разрабов(у которых главная цель-подбить денюшак$)и что есть люди похлеще меня любящие залезть в чужое творение и всему приделать комментарии и ярлыки.Спасибо профф,что открыл глаза!!!
53.
Разместил даун 18-06-2010 18:06
Извиняюсь за фамилию-eror
54.
Разместил blackraven6 19-06-2010 00:00
Уже писали или нет? На 5 странице опечатка: вместо Зова припяти написано В «Тенях Чернобыля» лаборатория учёных располагается недалеко от станции Янов. В ней работают профессора Герман и Озерский.
55.
Разместил Hemull 19-06-2010 12:28
отличная статья
56.
Разместил Ksenobyte 20-06-2010 17:18
Старый знакомый PashaNN! Как всегда, в своем репертуаре... Критика нужна, но безосновательное "опускание" автора не приветствуется...
57.
Разместил mitko007 21-06-2010 01:12
Ну порадовало множество интересных фактов, о которых я и не знал. Статья и вправду сложна для понимания, но не страшно, основной смысл понятен. Особенно порадовала инфа про лаборатории и про Чернобыль-2, давно им интересовался. Афтору ЗАЧЕТ!!!!
58.
Разместил голод 22-06-2010 14:24
из пустого в порожнее... действительно смахивает на "курсовую за ночь",исключительно для галочки.
59.
Разместил Serdgant 22-06-2010 16:19
Очень интересная статья,я да-же что-то новове подчерпнул) Спсибо автору и тем кто залил её сюда)