Серия GTA
Какой же геймер не знает серию GTA? Наверное, только тот, кто совсем недавно приобщился к геймингу или же какой-нибудь совершенно дремучий фанат квестов. Но даже те, кому хорошо знакомо это сочетание из трех букв, не обязательно знакомы со всеми частями серии. Еще бы, ведь за 12 с лишним лет существования серии вышло 12 различных игр – немудрено со всеми не ознакомиться.
Grand Theft Auto
В 1997 году студии DMA Design (в будущем Rockstar North Limited) и Tarantula Studios (в будущем Rockstar Lincoln) совместными усилиями породили проект Grand Theft Auto, удививший общественность нестандартным подходом к игровому процессу, а также возмутивший ее же безапелляционной жестокостью.
GTA. Иногда приходится и пешком побегать.
Ну, еще бы, с самой первой части игрокам предлагалось выступить в роли преступника, который продвигался по криминальной служебной лестнице, работая шестеркой на криминальных боссов трех городов: Либерти-Сити (Нью-Йорк), Сан-Андреас (Сан-Франциско) и Вайс-Сити (Майами). Целью каждого этапа игры был набор достаточного количества денег – основную часть можно было получить, выполняя миссии, а также пополнить счет, совершая различные преступные действия.
Двухмерный формат смотрелся тогда вполне органично на РС и PS One, где игра вышла почти в одно время. Позже, в 1999 году урезанную версию перетащили на Game Boy Color. И в этом же году, подключив к работе студии Rockstar Canada и Runecraft, разработчики выпустили дополнение с новым городом, машинами и миссиями - London 1969, также на РС и PS One. А в 2001 создали еще одно - London 1961. Эксклюзивно для РС, между прочим.
Grand Theft Auto 2
Вторая часть, вышедшая на РС и PS One в 1999 году (в 2000 на Dreamcast и Game Boy Color) сделала значительный шаг вперед. Нет, двухмерный вид сверху пока никуда не делся, но изменений было предостаточно. Беспредельничать приходилось в недалеком будущем (2013 год – до сих пор, кстати, «недалекое будущее»), в городе под названием Anywhere City, который обошелся без реальных прототипов.
GTA 2. Беспорядки на перекрестке.
Наиболее выгодно смотрелась РС-версия, в которой упомянутые изменения присутствовали в полном объеме: жители города стали активнее, среди них появились такие же угонщики, нарушителя начала преследовать не только полиция, но и SWAT, появилась возможность сохранения. Для этого нужно было идти в церковь и платить внушительную сумму.
В остальном все было похоже на первую часть: несколько банд, на которые можно работать, зарабатывая влияние, кража машин, подработка на легальных работах, требующих водительских навыков, миссии с массовым геноцидом населения и т.д.
Grand Theft Auto 3
Ключевой момент, когда Rockstar перенесла принцип работы с открытым миром в трехмерное пространство, случился в 2001 году. Тогда игра впервые показала себя как приоритетно консольный проект. Преимущество было тогда за Sony с ее PS2. На следующий год игру перенесли на РС, а вот версия для Xbox задержалась до 2003 года.
GTA 3. Проваливай, моя смена началась.
События, разворачивающиеся в 2001 году, возвращали игроков в Либерти-Сити. Разработчики сделали сюжет более цельным, добавили в игру прописанных персонажей. Правда, главный герой при этом все равно остался немым и безымянным. Вследствие перехода в трехмер, в игре появились признаки автосимулятора, а не просто аркадной гонки на плоских машинках. Да и стрельба стала потихоньку подбираться к стандартам TPS того времени. Существенным изменением также стало то, что впервые за историю серии отсутствовал мультиплеер.
Grand Theft Auto: Vice City
DMA Design окончательно освоилась с новым именем (Rockstar North) и в 2002 году выпустила игру Grand Theft Auto: Vice City.Опять-таки, в первую очередь на PS2. Хотя, выпущенная в 2003 году РС-версия создавалась как самостоятельный проект, в отличие от порта на Xbox 2003 года.
GTA: Vice City. Какие у вас тачки, господа. Прям не знаю, какую и угонять…
На этот раз действие разворачивается в Вайс-Сити, куда Томми Версетти (да, герой наконец обрел имя) отправляется после тюремного заключения в Либерти-Сити. Начинается все с грандиозной подставы, крайним в которой становится, конечно же, Томми. В конечном счете, эта ситуация оказывается для него удачной, поскольку, пытаясь вернуть украденные деньги, он существенно повышает свое влияние в криминальном мире.
Но суть-то осталась прежняя – свободное перемещения, набор обязательных и побочных миссий преимущественно криминального характера, много езды на машинах и других транспортных средствах, а также беспредел, беспредел и еще раз беспредел. Стоит отметить больший акцент на перестрелках, в том числе и возможность вести огонь за рулем.
Grand Theft Auto: Advance
GTA: Advance. Старый добрый геноцид…
В 2004 году держатели консоли Game Boy Advance спохватились, что знаменитая GTA от них как-то отстранилась после перехода в трехмер. Поэтому Rockstar подрядила на создание порта студию Digital Eclipse. То есть это только поначалу был порт третьей части. Но в итоге выяснилось, что портировать игру не получится ну никак. Так что разработчики решили делать предысторию, события которой происходят за год до событий GTA3. И, разумеется, там не было никакого трехмера – все в стилистике первых двух частей. А вот сюжет был развит получше и рассказывал о преступнике по имени Майк, который всю игру мстит за своего товарища Винни, безобразничая все в том же Либерти-Сити.
Grand Theft Auto: San Andreas
Серия GTA продолжала придерживаться прежней политики: San Andreas вышел в первую очередь на PS2 (2004), а потом уже на РС и Xbox (2005). В этот раз Xbox хотя бы не отстал от своих конкурентов. Зато отечественные локализаторы учудили – игра была переведена на русский язык только в прошлом году.
GTA: San Andreas. Жульничать? Почему бы и нет?!
На этот раз произойдет небольшое путешествие в прошлое, а точнее в 1992 год. Главный герой по имени Карл Джонсон или просто Си-Джей возвращается в Сан-Андреас и решает навести порядок, наладив плоховато идущие дела своей старой банды. Сценаристы сделали ход конем, в результате чего Сан-Андреас превратился из города в целый шатат, аналог Калифорнии. В ходе своих криминальных приключений Си-Джей посетит три города: Лос-Сантос, Лас-Вентурас и Сан-Фиерро.
Не меняя основных принципов игры, разработчики добавили в нее много нового: существенно расширили набор транспортных средств, добавив туда экзотические образцы, научили героя плавать и ввели элемент прокачки героя. В зависимости от действий игрока, протагонист мог развивать или ослаблять свои навыки рукопашного боя, вождения, бега и т.д.
Grand Theft Auto: Liberty City Stories
GTA: Liberty City Stories. Невидимый столб!
После Vice City для серии начался период портативного формата. Sony добилась статуса эксклюзивности, благодаря чему проект Liberty City Stories вышел сначала на PSP (2005), а потом был портирован на PS2 (2006, без изменений в графике). История Тони Сиприани, известного еще по третьей части, получилась очень успешной – это была одна из самых продаваемых игр для PSP.
Grand Theft Auto: Vice City Stories
GTA: Vice City Stories. О, нет, только не летная миссия…
Rockstar Leeds и Rockstar North продолжили экспансию PSP. Точно так же проект Vice City Stories был изначально выпущен на портативную консоль, и только через год – на PS2, чтобы увеличить продажи, не особенно заморачиваясь на графике. Сюжет снова криминальный, но герой на этот раз не является бандитом изначально. Военного Виктора Вэнса вынуждают встать на скользкую дорожку обстоятельства. Впрочем, берется он за новое ремесло довольно бойко.
Grand Theft Auto 4
В 2008 году серия GTA перешла-таки на HD-консоли вместе с релизом проекта Grand Theft Auto 4. Новые игровые платформы бились уже на равных, потеснив персональные компьютеры, на которых игра задержалась с выходом на год.
GTA 4. Я не злой, я предприимчивый.
Нико Беллик, главный герой четвертой части, стал одним из тех доверчивых эмигрантов, которые повелись на сказки о «стране возможностей». Впрочем, Нико жилось куда хуже на родине (где-то в Восточной Европе, но точно не в России), поэтому расклады многострадального Либерти-Сити его не то чтобы устроили, но показались вполне приемлемыми.
Продолжая накручивать в сюжете криминальное кружево, создатели проекта не забыли об остальных аспектах игры, также претерпевших значительные изменения. Боевая система была полностью переработана – во время перестрелок можно было использовать укрытия и автоприцел, а набор приемов рукопашного боя был расширен. В дополнение к этому были добавлены социальные элементы – Нико должен был поддерживать связь с друзьями, периодически участвуя в дружеских попойках, походах в боулинг и т.д.
Grand Theft Auto: Episodes From Liberty City
А вот когда дело дошло до дополнений для GTA4, Xbox 360 все-таки взяла верх над остальными платформами. И The Lost and Damned, и The Ballad of Gay Tony вышли сначала на «боксе», и только потом, в 2010-м добрались до РС и PS3.
GTA: The Lost and Damned. Да я сам не летаю только потому, что мне ездить нравится.
Оба дополнения, не гонясь за массивными геймплейными изменениями, рассказывали две довольно внушительных истории, развивающихся параллельно и переплетающихся с событиями четвертой части. Неплохой ход, раскрывающий все подробности криминальной драмы о Нико через действия двух других героев – байкера Джонни Клебица и мажора Луиса Лопеза.
Grand Theft Auto: Chinatown Wars
И вновь GTA нацелилась на более скромный формат – Chinatown Wars вышла в 2009 году на Nintendo DS, PSP и PS2, а также в 2010 году на iOS. Игра использовала изометрический вид и технологию cel-shading.
GTA: Chinatown Wars. Не везет нынче копам.
Действие вновь разворачивается в трех районах Либерти-Сити, где бывший папенькин сыночек Хуан Ли оказывается вынужден строить собственную карьеру с чистого листа. Разумеется, не без криминального подтекста. Появилось в игре и кое-что новое. Например, различные способы угона машин – чем круче машина, тем сложнее ее завести.
Grand Theft Auto 5
Вот добрались и до неизвестного. GTA 5 пока только успели анонсировать да сообщить, что дело будет происходить в уже известном городе Лос-Сантос и его окрестностях. Остальное - слухи, да и то какие-то размытые.
GTA 5. Полет в светлое будущее.
Про консоли, на которых появится игра, так ничего до сих пор и не сказали. Да и со временем выхода ясности никакой. Наиболее вероятное предположение – 2012 год, но издатели не так давно сообщали, что не уверены в целесообразности выпускать игру в следующем году.