Я только спустя 11 лет понял, что ЗП неиграбельное говно. Точнее, я понял это намного раньше, думаю, что даже после выхода самой игры, что меня обманули. Сколько раз я проходил этот высер, я никак не мог избавиться от навязчивого чувства, которое сдавливало комок критики, который теплился внутри меня, дабы рассудительно дать оценку игре. Я топил в себе зачатки недовольства и продолжал, как бестолковый хомяк, считать, что происходящее на мониторе - это так и должно быть, ведь продукт, на тот момент, новый, всеми любимый, а значит, должен быть мне, как и всем, угоден. И так год за годом/ прохождение за прохождением, и модификации на движке ЗП туда же. Ведь, Зов Припяти лучше, голосовали они...
И когда загоралась заставка на старом LG, возникало не чувство удовлетворенности, а оседал, как в мутной, кипяченой воде осадок накипи, элемент отвращения. Но мододелы нашли себе базу для постройки своих идей, занялись воплощением в жизнь своих сюжетов, считая ТЧ убожеством. Что вместе с тем расходилось с моим мнением на счет самой первой игры.
Но прошло время.
И волею судьбы заблагорассудилось мне поиграть в обычный, такой, ЗП, только с оружейным мод паком. Все тоже самое, только затворы справа, как у нормальных людей. И тут же это чувство полыхнуло с новой силой, да так, что уже не остановить. Для меня, разумеется, уже не было удивлением и чем-то новым видеть первоначальные задачи нового ГГ Дегтярева, по поиску верт-ов и выяснению причин их крушений. Тут-то и начинается неказистость сюжета, который рисовали абы как после анонса. Сюжет слаб, как нервная система первоклассника на его первой школьной линейке.
Начало, Затон-Юпитер
Благородная цель поставлена нашему герою. Выполняем. Но если сам ГГ военный выставлен как еще нормально соображающим военным, о которых так часто пишут в советских сказках, где главный герой - солдат ака военный - смышленый парень, да удалый и все ему по плечу и вообще он хоть черта кинет, то руководство Дегтярева, походу, полные клинические идиоты. Не решив, почему провалилась первая операция по захвату станции, они быстро накидали план второй, кой и провалился также быстро, как и был составлен. Военные в ЗП вообще показаны тупыми трусами, ждущими продвижения, пока некий майор решит все поставленные задачи. Помните, как славно в ТЧ они шли в бой? Ну то-то и игра другая и операция тоже ;)
Далее ГГ помогает сталкерне. Там помоги, тут подсоби. Ну классика. Третья игра, да кому бы не помочь? А если еще и в концовке нам расскажут о том, что не зря мы помогали, что воооот, смотри, какой ты молодец, то тем более появляется мотивация гнать в шею арабов недоделанных. А дальше? Не поверишь, спустя "time" все забыли дорогу на Припять! Воте на! Кландайк где!? Да мы не знаем... :(
К слову не забыть упомянуть, что сюжет с широким махом, разворачивается, аж на 3 локациях. Ну задача то основная, у майора, короткая. Что по ЧЗО гулять. Поматался и домой. Все верно, разработчики. Так точно. Лишний трактор на лишней поляне не дело рисовать. Обойдемся.
Продвигаясь, мало мальски, по первым локациям, замечаем, что жизнь тут вялотекущая, никуда не спешащая, снорки прыгают, собаки лают, плоти и зомбированные пасутся. Местность, кароче, тихая, как курорт на Копачах, так бы остался здесь.
Припять как эпицентр
Припять - хаос отдельный. До нее добраться еще надо. Мне кажется, каждому добравшемуся до Припяти в ЗП, игроку, активно дергающему на ЗП (а таковых я видел немало), нужно вручать Пурпурное Сердце. Посмертно. А помните того зеленого жука при переходе в Припять? Славное было время.
Самая мякотка разворачивается именно в этом мертвом городе. Именно его заняли бесовские силы "Монолита" и компашка несчастных военных, которые чо хотят - неизвестно. Точнее, известно, свалить они хотят. Но неясно иное, почему страна, имеющая в своих рядах армии не может любыми путями, даже объединившись с сочувствующими, не выбить фОнатиков? История умалчивает (а власти скрывают). А ведь в ТЧ был свой риалхиро, который в беспамятстве и желании узнать, кто же он, крошыл абы всех.
Там же выясняется, что некоторые крокодильчики были сбиты вундервафлей. Кстати, гаусс пушка мягенько так врисована во вселенную ЗП. В ЗП преподносится уже полная ее история, т.к. в ТЧ о ней никто не говорил открыто, что дало создателям нарисовать версию рождения сего инструмента возмездия. Тут колесо сансары делает оборот, ведь у военных гаусса нет, зато им вооружен состав Монолита. Да и вообще-то отряды наемников также заинтересованы в этом произведении сумрачного гения. Бадамбадам бам, пиу! Некоторые другие вер-ты пали из-за внезапно появившихся аномалий там, где их не было по старым картам. Бадамбадам бам .
Парни в погонах решают, что тусить в ЧЗО не комильфо, да и вообще операции провалились тартарары, пора тикать. И активная фаза убегания, в прямом смысле, из Зоны, после выполнения горы скучных и не очень, задач, вот-вот начинается, появляется властелин - Пашка.
Павел Константиныч человек вообще интересный. Его, как и изделие номе... 6.. 2… тьфу вашу мать, как и Гаусс Пушку, вписали тоже очень аккуратно, дабы вставил свое слово. А то куда уж без него. Константиныч поясняет всем «где он был и что он там видел». Дежавю возникло? Тут GSC вспомнили, что был такой нормальный момент, когда Стрелок пробивался с группой нейтралов через Припять в подземку и воскресили этот же момент уже переработанным в ЗП. Кому что, а все героям нашим Монолит покоя не дает. Да пусть они сваливают уже, Припять же Ваша, нафига вам куча военных и несколько гражданских. Нет, устроим облаву. Немного стрельбы, учитывая, что пятую точку рвать нужно сильно и бодро, дабы квестовый и важный персонаж остался жив и с ним была нормальная страница в конце. И улетаем в закат. end. Вот и выходит, что сюжетец построен на дырах, незашитых из прошлых игр. Сюжет построенный как бы на продолжение и как бы раскрытие того, что осталось за кадром в прошлых частях. Вот теперь хээпи енд.
Не мандражуй в геймплее, пацаны.
По геймплею ЗП у меня вызывает противоречивые чувства до сих пор. Постоянно ломающееся оружие и броня. А стрельба? Странные звуки стрельбы, да и вообще стрельба не вызывает восхищения, когда в руках пластик. Плюс я увидел в грантах, и улетающих от них в воздух, врагов. Забавно. Артефакты, которые, по логике, раньше не нужно было искать, а хоть сразу в карман клади, а тут поищи-ка, друг. Однако самими артефактами можно было обвешаться, а теперь только тройку-парочку. О блин, баланс? А свойства артефактов? Больше половины бесполезны. Вешаем один от огня, и сразу вешаем второй от радиации. Ой, кармашков больше нет :( Но зато имеем славный квест по Оазису, который добавил артефакт-имбу, перечеркнув остальные артефакты Зоны. Ну отличный подход, не правда ли? Не забыть сказать, что Оазис можно отдать ученым во имя науки. Вариативность.
Неписи вызывают чувство стыда, злобы, и ломания клавиатуры. Пока я не встретил кастомного кровососа из народной Солянки ТЧ, я думал, что в ЗП это самый имбовый кровосос. Да, в узких пространствах он сосет, а вот в чистом после, на дороге, да на уровне Мастер. Ммм... Хороший мутант. Хорошо сделали. Претензий. Нет. Далее идут серьезные ребята, такие как бюрер. Как там с ножом успехи, парни? Порядок? Ну тогда не волнуюсь за вас. Контроллер в ТЧ был неплох. Плавные движения, серьезные намерения. Что с ним сделали в ЗП? Передвигается, быстрее, чем сам ГГ в экзе, дергается, штормит его, да и вообще странный он. Под мефом может, или почему он так себя ведет то? Ну благо, атакует, убить пытается. Снорки. Ну артисты. Ну серьезно. Артистам доверили переработать снорка. Опять же, привет любителям побегать в Припять-1. Снорки в полете меняют направление, чтобы ударить игрока. Еще раз. Меняет направление в воздухе. Чтобы нанести урон. Падажжи... В ТЧ этот прием мне известен, снорк на тебя прыгает, игрок уворачивается, снорк приземляется и перекатывается на земле, это довольно кинематографично. А в ЗП он все равно нанесет урон, даже если сбежать в сторону. О черт… Взаимодействие с ГГ, кража вещей из личного ящика и наказание (ну или ласково пожурить наглеца), желание надрать попу Майору при ковырянии на разных точках и поиску документов также не заставляют неписей по скрипту ждать. Ну это даже плюс, взаимодействие с миром в игре – этого прям очень хочется, нежели искать катушку или бумажку. Поэтому квестовая гамма не плохая, когда ты знаешь, что от твоего решения зависит итог. Что не сказать об основном сюжете. Фух.
По мелочи упомяну графику. Ну унижать я ее не буду ни сейчас, ни тогда я этого не делал. Как-то блекло, однотонно. Ладно, бог с ней.
КПК – достижения для самых маленьких, чтобы было желание играть, получать ачивки. Ну прям как контакты в ТЧ – выбей себе 1 место среди крутых. Жаль, нет дневника и нет каких-либо мистических записей, как в первой игре. Плюсом кпк выделю очень удобный выбор направления и цели. Прямо жмяк на нее в КПК и я побежал.
Нет войны группировок. Хотя хитрые бандиты и пытаются косвенно, а затем и прямо, захватить Скадовск. Долг и Свобода язвят друг на друга на Янове, тут не обошлось.
Заказы оружия и их улучшение. Странно, что этим может заниматься только герой, в тч некоторые оружия выбивались из мертвых персонажей, тем самым доказывая свою уникальность. Доработка оружия, его хилости и противного звука, не меняет. Ну раз дали фичу, почему не пользоваться? Сойдет.
Скукотища на сталкерских остановках. Нигде нет музыки. Вот хейтите ЧН, а там у Холода какой трек играл душевный. По логике, это претензия к атмосфере, но атмосферу нужно искать в подвалах и заброшках. А ты как хотел. ЗП не местный клуб сердобольных.
Сама атмосфера. Она есть. В мои, тогда еще 15, Юпитер страшил меня до устрачки ощущением, при поиске документов, что вот-вот что-то случится. Хотя ничего так такого не было. Правда, все же напугал облавой наемников на Дегтярева. Ну спасиба.
Странно, но читая комменты, вижу, игроки недовольны. То комменты 8-10 летней давности. Знали бы вы, как сейчас в почете ЗП у модиндустрии. Современные игроки, фанаты и просто интересующиеся, с восторгом встречают мод на ЗП, если он реально достоин прохождения. А с голодухи и баранки хороши. И когда среди «тусовки» возникает вопрос, что же лучше ТЧ или ЗП (ну ЧН я упоминать не хотел бы, а зря) вопрос остается риторическим (зп и тебя заминусуют за скверный отзыв!), а истина у каждого своя. Но время идет, берет свое и все ждут лишь одного - продолжения, а споры, что же там лучше затихают, если уж и вовсе не затихли. Всех благ.