На днях украинскую общественность взбудоражило известие о том, что Нацкомиссия по морали намерена запретить несколько видеоигр, среди которых легендарная «Mortal Kombat». Позже к этому списку добавились такие игры, как «Manhunt» и «God of War».
О целесообразности и последствиях этого решения, а также о текущем состоянии украинского рынка компьютерных игр «АиФ» рассказал PR-директор компании Vostok Games Олег Яворский.
Для успеха нужны лишь компьютер и мозги
Олег, как в гейм-индустрии восприняли попытку Нацкомиссии по морали запретить ряд игр из-за насилия? По-вашему, это стоит делать?
К сожалению, в нашей стране плохая ситуация с авторскими правами, поэтому я сомневаюсь, что этот запрет может быть реализован. Диски с играми у нас продаются где угодно, вплоть до подземных переходов, их можно всегда скачать из Интернета. Да и проблема насилия – это никак не проблема одних только игр: сейчас насилие присутствует в кино, в новостях. И ребенок все равно видит весь этот негатив.
Нам стоит обратиться к международной практике: например, в России существует обязательная маркировка игр. Так же и в мире. Если на обложке написано, что данный продукт рассчитан на людей после 18 лет, то его, как правило, не продают детям. Но, повторюсь, пока в нашей стране существует такая ситуация с правами, никакие запреты и никакая маркировка действовать не будут.
Как вы оцениваете нынешнее состояние рынка разработки компьютерных игр в Украине? Наша индустрия работает в основном на внутренний, или на внешний рынок?
Подавляющее большинство компаний, работающих в сфере разработки компьютерных игр в Украине, ориентированы не на внутренний, а на международный рынок. Локальный рынок слишком мелкий, чтобы окупить затраты на разработку современной игры. К тому же, тотальное пиратство и низкая покупательская способность украинского геймера никак не способствуют наполнению кармана производителей.
Тем не менее, разрабатывать в Украине конкурентно дешевле, чем в Европе или США. Есть пул специалистов, способных показать хороший результат при вменяемых затратах на разработку. Именно эти факторы сегодня привлекают в нашу страну иностранные компании, открывающие свои представительства для разработки программного обеспечения (ПО), либо размещающие заказы на разработку такого ПО по принципу «аутсорса».
Для специалистов всегда есть возможность выезда за рубеж (благо, теперь нас не сдерживают никакие «железные стены»), однако я бы не сказал, что это явление массовое. Сегодня есть все возможности построить IT-карьеру в Украине, тем более что спрос на квалифицированных программистов ощутимо превышает предложение.
Кто сегодня является основными игроками на нашем рынке?
Если считать основными студии, занимающиеся разработкой больших долгосрочных проектов, то их не так много. Могу выделить 4A Games, Crytek, Wargaming.net, есть неплохие региональные студии – Best Way, Black Wing Foundation. Несмотря на то, что формально у нас сейчас стартап, хочется причислить к лидерам рынка и Vostok Games.
Насколько сильно налоговое давление на отрасль? Выгодно ли вообще этим заниматься?
Сегодня в Украине появилась возможность заниматься разработкой ПО по льготной ставке налога – 5%. Однако сниженной ставки налога недостаточно для совершения масштабного прорыва. Необходима также государственная поддержка в области создания технопарков и надлежащей инфраструктуры, развитии специализированного образования, пиара IT-ресурса Украины на межгосударственном уровне. Стоит отметить, что представителями индустрии игр был предложен законопроект по льготному налогообложению, но Верховная Рада его отклонила. А многие из разработчиков не воспринимают нынешний пятипроцентный налог, как оптимальный.
Программное обеспечение и IT-технологии – продукт, которым Украина потенциально способна обеспечивать весь мир. При этом для его создания не нужен ни газ, ни уголь, ни чернозем – достаточно компьютера и человеческого мозга.
«S.T.A.L.K.E.R. 2» не разморожен
Можете назвать ТОП-5 самых интересных украинских игр за последние два года? Где они больше востребованы - в Украине, России или в дальнем зарубежье?
Сегодня игровая индустрия переживает существенные изменения. Вчера мы свято верили в масштабные игровые проекты-долгострои и розничные продажи, сегодня технологии диктуют нам обратное: Интернет, мобильные платформы, цифровая дистрибуция. Все перевернулось с ног на голову. В борьбе за рынок разработчики и издатели вынуждены спешно переформатироваться, предлагая игрокам новые бизнес-модели и продукты. Это глобальный процесс, затронувший и Украину. В этом ключе сложно однозначно сказать по поводу ТОП-5 игр. На мой взгляд, наиболее интересными проектами от украинских разработчиков за последние два года стали «Metro: Last Light», «Warface», «World of Warplanes», ну и, конечно, «Survarium».
Если говорить о географии и тиражах, то, по нашему прошлому опыту, бОльшие тиражи в играх показывали страны СНГ (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан), бОльшие же прибыли – Запад. Посмотрим, сохранится ли эта тенденция в будущем.
Вы сказали о мобильных платформах. А украинские гейм-дизайнеры работают в этом направлении?
Мобильные игровые приложения, а также игры для социальных сетей активно развиваются, о чем свидетельствует наличие многочисленных компаний-разработчиков, проведение профильных конференций и т.д. Данный сегмент довольно сильно ушел от традиционной игровой разработки, поэтому мне сложно говорить о последних технологических достижениях украинских специалистов. Из тех проектов, которые видел за последнее время, могу выделить «CYTO» от студии Room8.
Какой жанр игр предпочитаете вы лично: стратегии, гонки, РПГ?
Люблю разные игры. Зачастую, выбор определяет не жанр, а время в наличии. Очень нравятся стратегии, но чаще запускаю RPG-шные hack’n’slash-ки на PC или гонки/спортивные симуляторы на PlayStation 3.
Какова на данный момент ситуация вокруг игры «S.T.A.L.K.E.R. 2»? Что можно (и можно ли) ждать нового в этой линейке игр?
Проект был заморожен год назад. Пока другой официальной информации на этот счет не было. Так как вся команда разработчиков «S.T.A.L.K.E.R. 2» сейчас трудится над проектом «Survarium», можно сказать, что судьба серии «S.T.A.L.K.E.R.» остается в руках правообладателя.
Справка
Олег Яворский – PR-директор Vostok Games. Это компания, созданная в марте 2012 года бывшими сотрудниками частной компании по разработке компьютерных игр GSC Game World. Компания была образована после того, как не удалось достигнуть соглашения с правообладателями об использовании бренда «S.T.A.L.K.E.R.». Известна разработкой компьютерной игры Survarium. Студия располагается в Киеве. Слово «Восток» в названии отсылает к космическому аппарату «Восток 1», который доставил Юрия Гагарина на околоземную орбиту.
- К тому же, тотальное пиратство и низкая покупательская способность украинского геймера никак не способствуют наполнению кармана производителей.-
Конечно, откуда возьмётся покупательская способность, если оплата труда украинца меньше оплаты труда китайца и Яворский уже туда же, за копеечную зарплату сотрудники разработают что то великое , а продадут енто своим же за стоимость по меркам европейского бюргера. Молодцы ребята, дави свой народ.
Лол, про эти игры уже никто и не вспоминает, а их запретили. xD
Второй вопрос что сейчас собирается производить отечественный производитель? Всяческую ММОРПГ, браузерки и прочее?
Я в это никогда не играл и играть не буду!!! Мне это не интересно!
Ещё тут можно затронуть тему консолей, рынок компьютерных игр однозначно расположен в их сторону и меня это огорчает, я себе никогда не куплю пристаку (потому-что она мне нафиг не нужна) есть ПК и мне этого вполне хватает!
В Сталкере меня привлекла её неповторимая атмосфера и квестовая составляющая (поиск предметов, документов, артефактов) и конечно же свобода в игровом мире!
То что сейчас нам пытаются предложить ВостокГейм это вкорне не то!
Я вообще думаю что они прогорят с этим проектом!
Обычно в подобные (которых не мало), онлан-иры, человек играет в 1-3, наверное.
Расчёт на то что после сталкера ломанутся к ним - спорно.
По моему, у Сталкер-2 (еслиб его нормально сделали), шансы на успех были бы больше.
(в том числе комерческий)
с синглом+возможность его модификаций и длс,
в тоже время + развитый мультиплеер.
который выйдет после 2014 года...
Наверно, за такого рода (по структуре) проэктами, будущее.
Все мои неиграющие друзья, к примеру, режутся в Танки. Уже сами их ненавидят (хотя не донатят), но играют дальше. Мне это лично непонятно.
Serg83, скажи честно, сам покупаешь игры или качаешь?
Сталкеры ЧН и ЗП тоже лицензионные, а после Сталкера уже никакие шутеры не воспринимаются.
Хотел купить Метро 2033 но мой комп слабоват для неё, жду когда выйдет вторая часть Метро, вот тогда и сменю машинку (апгрейдить нет смысла этот комп) тогда куплю и поиграю сразу в две части.
Собственно после ЗП пару раз покупал сборники квестов, но с квестами сейчас тоже беда, хороших квестов просто нету.
Ну и торрентов тоже не чураюсь, качаю когда-никогда, в основном опять же квесты.
За такие игры как Сталкер или Метро - деньги отдать не жалко, они того стоят, но боюсь что в ближайшем будущем мы ничего подобного не увидим=(
Есть так-же друзья которые сидят в Танках, я попробовал, мне не понравилось, а они просто прутсья.
Вот и приходится мучить всякие моды на Сталкера(которые зачастую просто никакие), ностальгировать в КоД`ы и Медали за отвагу, ну и всё таки иногда попадётся интересный квест, а так собственно поиграть больше и не во что!
Ну а если вернуться к теме про игры за которые стоит заплатить - то для меня сейчас таких просто нет!:-(
От "Выживариума" я много не жду (можно сказать я его совсем не жду, потому как ММО, а я их не люблю).
Есть некая надежда на "Новый Союз", но тут время покажет!
PS: еще и одногодку, как я понимаю :)
буквы.И,допустим,Ubisoft.... к примеру,уберёт эти точки.И получится
STALKER.Да всяк может переиначить как название,так и все группировки.
К тому добавить хороший движок и ешь пирожок! &P
Только вот обратного пути у них не будет(GSC,Росток).
И останутся они при своих соплях.
Far Cry 3 уже на пятки наступает с их продвинутым геймплеем и множествами
пряностей к блюду.
Но у игры есть видимый минус в начале - управление жутко хромает и саламандры иногда вас боятся и разбегаются а без одного у*бка который сбежал миссию не завершить и приходится
либо переигрывать момент, либо возвращаться и искать его по всей доступной местности.
Такой-же глюк замечен в канализации (это оооочень не скоро от начала) там от вас будут бегать утопцы (некоторые).
Игра длинная. Примерно как все три части сталкеров вместе взятые и умноженные на 2 (конечно если с доп заданиями - по другому ни капли неинтересно)
Советую в неё поиграть всем фанатам сталкера которым нечего делать.
Всем пофиг ©
Уже не пофиг.